"Читайка"
Актуальность программы определяются ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе.
Значимость образовательной программы.
Значимость программы заключается в том, что после обучения дети, не умеющие читать и путающие буквы, овладевают навыками уверенного слогового чтения, безошибочно составляют звуковые схемы слов, имеют высокий уровень развития фонематического слуха. Обучение и развитие детей по программе происходит не в традиционной форме урока, а в форме дидактической игры (ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста).
Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая и обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, использование различных видов упражнений.
Новизна программы.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями, умениями и навыками детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.
Содержание программы включает развитие звукобуквенного анализа, интереса и способностей к чтению.
Основная задача этого этапа – приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие звукобуквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и формирование элементарных навыков чтения.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.
- Обучение звукобуквенному анализу слова.
- Обучение чтению.
Развивающие задачи:
- Развитие логического и ассоциативного мышления, зрительного и слухового внимания, памяти; фонематического слуха и восприятия:
- Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
- Развитие навыков плавного слогового чтения.
- Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные задачи:
- Формирование мотивации к обучению,
- Формирование мотивации к сохранению своего здоровья,
- Формирование желания помочь другому (животному или сказочному персонажу),
- Формирование у детей волевых качеств.